Вячеслав Иванов
Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова / Международная лаборатория физики элементарных частиц
Проект: «Эксперимент на электрон-позитронном коллайдере сверхвысокой светимости»
Своим студентам я люблю повторять старую истину о том, что «научить нельзя, научиться можно».
- Почему вы занимаетесь наукой?
-
Человеку естественно заниматься тем, к чему у него есть вкус и способности. А в случае науки за это еще и платят! Что лежит в основе моего интереса к науке?
Во-первых, наука — это красиво. Я всегда испытывал интеллектуальное удовольствие от изящества и точности математического факта и его доказательства. Математика и глубоко математизированная физика — это прекрасно!
Во-вторых, научное исследование как деятельность имеет много общего с детективным «расследованием». Если на минутку отвлечься от обыденного мировосприятия, то существование Вселенной и нас с нашим сознанием является самым невероятным и самым «скандальным» происшествием, причины которого фундаментальная наука и пытается установить. Ученые — это «следователи», изучающие то, в каком мире мы были вызваны к существованию, почему этот мир таков, что с ним происходило с момента его зарождения и что его ожидает в будущем. Если кто-то считает, что эта деятельность не интересна или не является важной — то что вообще может быть интересным и важным?
- Что вы делаете хорошо?
-
Как правило, я хорошо справляюсь с любой работой, которая меня увлекает. Я вообще «увлекающийся» человек: дело, которое мне интересно, овладевает мною целиком. В этом, конечно, есть и свои минусы.
- В чем у вас есть опыт?
-
У меня есть опыт в решении научных задач, но я отдельно упомянул бы свой богатый преподавательский опыт в школе и вузе. В преподавании мною двигало желание поделиться со студентами своим восхищением перед красотой математических фактов, и я надеюсь, что это мое личное отношение к предмету вдохновляющим образом подействовало хотя бы на некоторых из моих студентов.
- Чему бы могли научить других людей?
-
Все-таки я предпочитаю думать о том, чему мне следует научиться у других. Своим же студентам я люблю повторять старую истину о том, что «научить нельзя, научиться можно».